Серия моторов W21 представляет стандартные электродвигатели производства концерна WEG, которые не могут не заинтересовать потребителей в России своими характеристиками и надежностью. Тем более, что доступны эти моторы в двух исполнениях: типоразмеры согласно нормам IEC и в соответствии с присоединительно-габаритными размерами по ГОСТу. Это удобно, например, для тех, кто захочет использовать моторы WEG вообще без каких-либо изменений в своих механизмах. Даже если изменения эти связаны только с другой высотой оси вращения.
Основные характеристики и особенности электродвигателей WEG.
Прежде всего компания имеет полную сертификацию своего производства по стандартам ISO 9001 и ISO14001 (защита окружающей среды).
Чугунный корпус выполнен из высокопрочного чугуна марки FC-200, который применяется при изготовлении взрывозащищенных электродвигателей. Современное и высокоточное оборудование заводов WEG определяет качество деталей двигателей. Корпус, например, представляет собой одну цельную и симметричную отливку, что придает дополнительную прочность в местах механического напряжения (лапы и т.п.) Постоянная проверка качества чугуна, которая проводится и прямо в литейном цехе и в центральной лаборатории обеспечивает соответствие самым высоким требованиям. К тому же при отливке каждой станины расплавленный чугун заливается через отдельный фильтр, исключающий случайное попадание в отливку посторонних частиц. Симметричность позволяет без проблем «перевернуть» ротор и при необходимости иметь коробку выводов с другой стороны. Двойная механическая обработка (вторая после установки статора) обеспечивают высокую точность установки подшипниковых щитов, повышая тем самым общую надежность двигателя.
Степень защиты IP55, как стандарт позволяет надежно работать в условиях пыли и грязи, благодаря штатным V-образным уплотнениям в подшипниковых щитах с обеих сторон.
Для сравнения приведем выдержку из той же статьи ВЭМЗ: «Чугунолитейное производство в электромашиностроительной отрасли сегодня серьезно отстает от соответствующих предприятий зарубежных промышленно развитых стран. Ведущие фирмы западных стран контролируют и поддерживают инвестициями поставщиков литых заготовок, но и требуют от них выполнять все технические требования (материал, точность размеров, отсутствие дефектов и др.). В России «рынка отливок» еще нет. Фактически пропущен полный цикл технического обновления литейного производства, который произошел в мире, и мы остались на уровне 70—80 годов. Усложнение литых деталей и необходимость частых изменений их конфигурации предъявляет новые требования к производству отливок.
Оно должно быть гибким и способным серийно производить широкую номенклатуру. Повышение сложности, тонкостенности и точности литых деталей вместе с требованиями минимизации трудовых затрат и эффективности защиты окружающей среды от загрязнения производственными отходами определяют основные направления развития технологии. А основной тенденцией в применяемых литейных сплавах для деталей электродвигателей утвердилось расширение использования чугунов с шаровидным (ЧШГ) и вермикулярным графитом взамен серого чугуна. Замена серого чугуна на ЧШГ обусловлена возросшими требованиями к прочностным характеристикам корпусных деталей электродвигателя, требованиями снижения расхода энергоресурсов и материалоемкости».
Подшипники производства мировых лидеров SKF (Швеция) и NSK (Япония). Отечественные электродвигатели тоже могут быть оборудованы такими подшипниками, но только под заказ и за дополнительную плату. Для WEG комплектация двигателей подшипниками уровня SKF является стандартом. А опциями могут быть, например, изолированный подшипник или специальные щетки для устранения влияния «блуждающих» токов. Начиная с габарита 225 двигатели имеют смазочный ниппель.
Типы используемых подшипников приведены в таблице:
Размеры в мм |
Со стороны привода |
С обратной стороны |
|||||||
Разм. |
Полюса |
Тип подшипн. |
Внешн. диаметр |
Внутр. диаметр |
Шир. |
Тип подшипн. |
Внешн. диаметр |
Внутр. диаметр |
Шир. |
63 |
2 4 6 8 |
6201ZZ |
32 |
12 |
10 |
6201ZZ |
23 |
12 |
10 |
71 |
2 4 6 8 |
6203ZZ |
40 |
17 |
12 |
6202ZZ |
35 |
15 |
11 |
80 |
2 4 6 8 |
6204ZZ |
47 |
20 |
14 |
6203ZZ |
40 |
17 |
12 |
90 |
2 4 6 8 |
6205ZZ |
52 |
25 |
15 |
6204ZZ |
47 |
20 |
14 |
100 |
2 4 6 8 |
6206ZZ |
62 |
30 |
16 |
6205ZZ |
52 |
25 |
15 |
112 |
2 4 6 8 |
6307ZZ |
80 |
35 |
21 |
6206ZZ |
62 |
30 |
16 |
132 |
2 4 6 8 |
6308ZZ |
90 |
40 |
23 |
6207ZZ |
72 |
35 |
17 |
160 |
2 4 6 8 |
6309ZZ |
100 |
45 |
25 |
6209C3 |
85 |
45 |
19 |
180 |
2 4 6 8 |
6311C3 |
120 |
55 |
29 |
6211C3 |
100 |
55 |
21 |
200 |
2 4 6 8 |
6312C3 |
130 |
60 |
31 |
6212C3 |
110 |
60 |
22 |
225 |
2 4 6 8 |
6314C3 |
150 |
70 |
35 |
6314C3 |
150 |
70 |
35 |
250 |
2 |
6314C3 |
150 |
70 |
35 |
6314C3 |
150 |
70 |
25 |
250 |
4 6 8 |
6316C3 |
170 |
80 |
39 |
6314C3 |
150 |
70 |
25 |
280 |
2 |
6314C3 |
150 |
70 |
35 |
6314C3 |
150 |
70 |
25 |
280 |
4 6 8 |
NU319C3 |
200 |
95 |
45 |
6316C3 |
170 |
80 |
39 |
315 |
2 |
6314C3 |
150 |
70 |
35 |
6314C3 |
150 |
70 |
35 |
315 |
4 6 8 |
NU319C3 |
200 |
95 |
45 |
6316C3 |
170 |
80 |
39 |
355 |
2 |
6316C3 |
140 |
80 |
26 |
6314C3 |
140 |
80 |
26 |
355 |
4 6 8 |
NU322C3 |
240 |
110 |
50 |
6319C3 |
160 |
90 |
30 |
Однако недостаточно просто иметь хорошие подшипники. Как установили специалисты французской компании SNR (один из мировых производителей подшипников), подавляющее большинство (70%) случаев выхода из строя подшипников из-за неправильной смазки. Неверно подобранный смазочный материал часто приводит к поломке подшипника и выходу его из строя, что может вызвать аварийную ситуацию, гибель людей, простой оборудования, а значит и материальные потери. Использование из-за их относительной дешевизны многоцелевых смазок также может привести к отрицательным последствиям. Поэтому крайне важным становится подбор такого смазочного материала, который полностью удовлетворял бы условиям работы. На электродвигателях WEG применяется качественная смазка Polyrex-EM фирмы Mobil. Esso и Mobil – торговые марки корпорации ExxonMobil, крупнейшей мировой нефтедобывающей и перерабатывающей компании. ЕМ в обозначении – буквы от слова electric motor (электродвигатель), что говорит о «заточенности» этой смазки под условия работы именно электродвигателей. Долгий срок службы, превосходная высокотемпературная смазывающая способность, исключительная механическая стабильность, низкая шумность, обеспечивающая более тихую работу оборудования, прекрасные антикоррозионные свойства даже в присутствие соленой воды – вот словесный портрет этого смазочного материала.
Смазка AeroShell Grease 7 – усовершенствованная универсальная смазка, с ингибиторами задерживающими процесс окисления и образования коррозии.
Данная смазка применяется для смазки зубчатых колес, механизмов приводов и др. элементов, работающих под высокой нагрузкой, а также для смазки приборов КИПиА и корпуса самолета в температурных пределах от -730С до +1490С.
Соответствует спецификациям: MIL-PRF-23827C Тип II, DCSEA 354/A.
Характерные свойства | MIL-PRF-23827С Тип II | AeroShell Grease 7 |
Тип масла | синтетическое | синтетическое сложноэфирное |
Тип сгустителя | глина | microgel |
Вязкость базового масла, мм2/с при 40°C при 100°C |
- - - - |
- 1150 10.3 3.1 |
Оптимальный температурный диапазон работы, °С | - | от - 73 до +149 |
Точка росы, °С | не менее 165 | 260 и выше |
Пенетрация перемешанной смазки при 25°С | от 270 до 310 | 296 |
Пенетрация неперемешанной смазки при 25°С | не менее 200 | 283 |
Испытание на стабильность к окислению в бомбе при 99°C 500 часов, фунт/дюйм2 |
- не более 70 не более 105 |
- 62 96.5 |
Выделение масла из смазки при 100°C, через 30 часов, %м | не более 5 | 3.0 |
Испытание на водостойкость при 38°C, %м | не более 20 | 0.80 |
Потери на испарение, через 22 часа при 121°C, %м | не более 2.0 | 0.5 |
Показатель средней нагрузки, кг | не менее 30 | 60 |
Работа антифрикционного подшипника при 121°C, часов | - | 2 460 |
Коррозия меди, 24 часа при 100°C | - | выдерживает |
Защита подшипника, 2 дня при 51°C | - | выдерживает |
Цвет | - | темно-желтый |
Ротор. Все электродвигатели WEG проходят динамическую балансировку роторов в 2 плоскостях на испытательных стендах с компьютерным управлением. Балансировка проводится на номинальной (или почти) частоте вращения, даже если это ротор весом 16 тонн. Далеко не все производители двигателей выполняют балансировку подобным образом. И хотя WEG гарантирует соответствие своих машин нормальному классу по вибрации (класс N), благодаря своей системе управления качеством продукции многие двигатели WEG соответствуют классу R (пониженная вибрация) или выше. Такие показатели способствуют еще более надежной работе двигателей.
Статор. Обмотки - одна из главных достоинств моторов компании WEG. Согласно статистическим исследованиям EPRI (Electric Power Research Institute), более 37% отказов и поломок генераторов и электродвигателей с воздушным охлаждением связаны с проблемами электрической изоляции статоров этих машин. Основными причинами вызывающими ускоренное старение и нарушение изоляцию являются: перегрев, циклические нагрузки, расслоение изоляции из-за эксплуатации при повышенной температуре, влажность, утечки в результате загрязнения и др. В электродвигателях WEG для междуфазной и пазовой изоляции применяются материалы NOMEX фирмы DuPont , (известные также как NMN), которые для моторов серии W21 на 40 % заменили материал предыдущего поколения. NOMEX выдерживает в три раза большие тепловые перегрузки, чем предшественник. Кроме того, материал отлично впитывает изоляционные лаки при дальнейшей пропитке и практически исключает образование пустот или воздушных пузырей внутри, ведущих к ухудшению изоляции. WEG использует обмоточные провода собственного производства.
По сути WEG это единственный производитель двигателей, имеющий возможность полностью контролировать весь процесс производства проводов, начиная с сырья и вплоть до выходного контроля. Вероятно это же способствовало и основному «прорыву» в системе изоляции WEG: уникальным для стандартных двигателей характеристикам обмоточных проводов.
Являясь также и производителем преобразователей частоты, компания много лет (первые серийные преобразователи частоты в мире появились в конце 60-х) занималась изучением их влияния на работу электродвигателей. Для надежной работы вместо стандартного обмоточного провода компания WEG применяет специальный провод, который используется для производства специальных двигателей, предназначенных именно для работы с преобразователями частоты. Это решение применяется для всех стандартных двигателей. Стандарты IEC 34-17 и DIN VDE 530 указывают, что стандартные электродвигатели при работе с частотным преобразователем должны быть способны выдерживать пиковые напряжения (импульсы) до 1000 В. и скорости нарастания напряжения до 500 В/ μс без заметного сокращения срока службы мотора. На практике указанные значения превышаются. Поэтому WEG применяет провода, изоляция которых выдерживает скорость нарастания напряжения 5,000 В/ μс и 1500 В при частоте 5 кГц. Это провода класса Н, имеющие несколько слоев лака. Неслучайно запатентованная система изоляции WISE позволяет продлить жизнь обмоток двигателя в 2-3 раза. Без каких-либо доработок моторы WEG могут работать с преобразователями частоты.
При использовании преобразователей WEG решается и известная проблема «длинного» кабеля. Электродвигатели могут работать от «родного» преобразователя частоты при длине кабеля ПЧ-мотор до 100 м без каких-либо выходных реакторов (на выходе ПЧ). Реактор может потребоваться только при расстояниях до мотора 100-300 м. Что касается непосредственно преобразователей WEG, то в 2006 году компания получила призы от своего потребителя, одного из мировых лидеров в области компрессоров, фирмы Atlas Copco за качество и высокие характеристики частотных приводов.
Энергоэффективный электродвигатель и надежность
Американский конгресс в октябре 1997 года принял "Акт об энергетической политике" (EPACT), определявший критерии классификации энергоэффективных двигателей. В Евросоюзе было принято аналогичное соглашение. Так называемая спецификация CEMEP устанавливает минимальные требования по КПД для 2-х и 4-х полюсных энергоэффективных электродвигателей мощностью от 1,1 до 90 кВт. В настоящее время введенные CEMEP и EPACT требования действуют в качестве международных стандартов для энергоэффективных электродвигателей, с частотой напряжения питания 50 и 60 Гц. Существующие классы по КПД - это Eff1, Eff2 и Eff3. В промышленно-развитых странах класс Eff3 уже вытеснен, некоторые производители моторов предлагают электродвигатели с показателями КПД превышающими Eff1. Это Premium Eff1. К таким производителям относится и компания WEG. Производство подобных электродвигателей является показателем общего технологического уровня и научных разработок и производственного процесса. Это служит и определенным показателем надежности моторов. Сейчас уже готовится новая международная классификация энергоэффективности электродвигателей и WEG принимает участие в этой работе. Нет сомнений, что электродвигатели WEG займут достойное место и по новым разрабатываемым нормам.
Уделяя достойное внимание собственным исследованиям и разработкам, компания WEG добивается постоянного повышения качества своих электродвигателей, в том числе и на основе запатентованных решений. Так например, на оборудование испытательной лаборатории для мощных машин компания WEG затратила 3.3 млн. долларов. В этой лаборатории, кстати, и был испытан супермотор WEG мощностью 27 000 кВт. ( 42 000 л.с.) на напряжение 11000 В., который заказали для английской аэродинамической испытательной лаборатории в Бедфорде. Данная мощность сопоставима с мощностью 52 гоночных машин Формула-1.
Ненадежный электродвигатель обходится владельцам производства очень дорого. Информации по отечественным производителям в открытой печати крайне мало, но доступны данные по зарубежным фирмам. В исследовании консалтинговой фирмы Eagle Rock Alliance “Online Survey Results 2001 Cost of Downtime” приведены данные опросов различных фирм о финансовых потерях при простоях, вызванных ремонтом электродвигателей. 46 % опрошенных заявили, что для их компании потери составляют до $ 50 000 в час, для 28% потери составят $ 50-250 000, 18% считают, что простой для них обошелся бы в размере $ 1.000 000 и 8% назвали цифру более 1.000 000.
Потери, естественно, могут быть не только денежные. Очевидно, что надежная работа двигателей определяется и условиями эксплуатации, в том числе качеством питающей сети. Качество электрической энергии – это степень соответствия фактических значений параметров электрической энергии значениям, установленым ГОСТ 13109-97, где, в частности, отклонение напряжения составляет: нормальное ±5 % и предельное ±10 % для сетей до 1000 В. Данный вариант соответствия ГОСТу - далеко не худший. В таких условиях система изоляции двигателя во многом определяет срок его жизни.
Качество электродвигателей WEG по достоинству оценили многие всемирно известные производители. Среди них:
Добыча нефти и газа: «TOTAL» , «ESSO», «CONOCO», «SASOL»
«BR Petrobras», «CALTEX», «PEMEX», «REPSOLYPF»
Химия: «SOLVAY», «ENAP», «NIOC», «CEPSA», «PDVSA», «PT Pertamina»
Производители компрессоров: «Ingersoll Rand» «ALUP Compressors GmbH» «CHAMPION» «Puska» «BOGE SCHULZ Air Compressors» «Atlas Copco» «HITACHI» «CompAIR» «MITSUSEIKI» «Betico»
Производители насосов: «Grundfos», «ITT Industries», «KSB», «Ingersoll-Presser Pumps», «STERLING», «SULZER», «WEIR», «Scot Pumps», «ABS», «Enviro Tech», «WARMAN», «Gusher Pumps», «ALFA LAVAL»
Производители вентиляционного оборудования: «Flakt Woods», «Penn Ventilation», «ELTA Fans», «SODECA», «ZITRON», «Springer»
Инжиниринговые компании: «BECHTEL», «CEGELEC», «SNC-Lavalin», «TECNIMANT», «TECHNIP», «FLUOR», «SAIPEM», «PLACER DOME», «Foster Wheeler», «SHAMPROGETTI», «ALSTON», «BLACK & VEATCH», «KVAERNER»
Поделиться с друзьями: